Стоит сразу отметить, что аргумент – это не просто какой-то исторический факт («при Александре III был издан циркуляр о кухаркиных детях»).
Аргументом
также не является просто ваше (либо чьё-то ещё) мнение по тому или
иному вопросу («император проводил консервативную внутреннюю
политику»). Это общие слова, которые аргументами НЕ являются.
Структура аргумента
Аргумент (довод, обоснование) должен складываться, в зависимости от вопроса, ваших знаний и т.д., из трёх (в идеале) составляющих:
1) тезиса
2) доказательства
3) вывода
или хотя бы из двух:
1) тезиса + доказательства
2) тезиса + вывода
В качестве примера рассмотрим структуру аргументов, которые предлагаются в том же задании 24 из демоверсии 2017 г.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Аргумент ЗА:
«при Александре III постепенно меняется устаревшая система налогообложения» - тезис
«так как при нем была отменена подушная подать» - доказательство
Аргумент ПРОТИВ:
«законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину» - тезис
«так как при нем запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов» - доказательство
«что тормозило развитие деревни» - вывод
Аргумент ПРОТИВ:
«законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе» - тезис
«таким образом была сужена социальная база земств» - вывод
Оформление выполнения задания 24
При решении этого задания не забывайте чётко разграничивать разделы задания и сами аргументы, дабы избежать путаницы. Например:
Аргументы «за»:
1)
2)
3)
Аргументы «против»:
1)
2)
3)
И еще пара рекомендаций по заданию 24 ЕГЭ по истории:
1. Пишите больше аргументов, чем требуется в задании
Для
этого задания, как и для 23-го (задание на объяснение) и для 22-го
(задание по тексту источника), я бы посоветовал установить для себя
правило «+1». Т.е. если просят привести 2 аргумента (объяснения,
примера), старайтесь приводить по 3.
Задания
проверяют эксперты, а они тоже люди, не только руководствующиеся
критериями оценки, но и обладающие своими представлениями о том, что
должно быть написано в ответах.
Поэтому
чтобы хоть как-то обезопасить себя от «человеческого фактора» при
проверке вашей работы, страхуйтесь большим количеством ответов, чем
требуется.
2. Лучше по одному аргументу с каждой стороны, чем два за одну позицию
Дело
здесь в подсчете баллов, поскольку за два аргумента, выражающих разные
точки зрения, можно получить два балла, а вот за два, но лишь в пользу
единственной позиции – только один балл.
Подобное
распределение баллов связано с тем, что главная цель задания –
проверить умение взглянуть на исторические события максимально
объективно, учитывая разные обстоятельства.
Подробную пошаговую инструкцию по выполнению задания с аргументами можно посмотреть здесь.
Подробную пошаговую инструкцию по выполнению задания с аргументами можно посмотреть здесь.
Источник: ссылка
Спасибо огромное за методическую помощь!
ОтветитьУдалить